Опыт обучения неродному языку в виртуальном пространстве
Маркосян А. С.

Автор проводит уроки армянского языка онлайн через Skype

Спрос на изучение малых языков в качестве иностранного или неродного небольшой. По ним нет учебников, редки разговорники и самоучители, которые, как правило, представляют собой лишь описание данного языка, не заботясь о возможности овладеть языком. Нет также традиции институализованных форм преподавания этих языков как неродных. Что нового может дать бурное развитие Интернета и широкий доступ к нему в плане сохранения и распространения малых языков?

В современном мире диалог культур не может означать лишь ту ситуацию, когда носители малых языков изучают крупные международные языки и это является единственным условием для взаимных контактов. На примере общения русских и армян мы наблюдаем удивительное явление: после установления хорошего контакта при помощи русского языка, у многих русских возникает желание не только приобщиться к культуре своих армянских друзей, но изучить армянский язык, по-видимому, для обеспечения истинно диалогических отношений с ними. Если этнические армяне, обращаясь за помощью в овладении армянским языком, который они нередко называют родным, предпочитают индивидуальные формы общения или в малых группах и обязательно непублично, то не-армяне, наоборот, с энтузиазмом включаются в интернет-обучение и очень ценят эту возможность.

В докладе описывается опыт ведения (модерирования) форума, посвященного изучению армянского языка. Адрес форума http://forum.hayastan.com (подфорум Learn Armenian). Накоплен интересный опыт обучения неродному языку в условиях, с одной стороны, публичности, открытости учебного процесса, и поэтому высокой степени уязвимости для критики, с другой стороны, в условиях разнородной (не всегда литературной) языковой среды, такой же виртуальной, как и сам процесс преподавания. Мы рассмотрим положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия, пути превращения затруднительных моментов в выигрышные для учебного процесса.

На различных национальных форумах имеются темы "изучаем такой-то (национальный) язык", есть много сообществ Живого Журнала, посвященных изучению иностранных языков. Есть несколько интернет проектов по изучению армянского языка on-line. Отличие нашего опыта обучения неродному языку, посредством общения через Интернет, от всех других нам известных форм подобного обучения на форумах или интернет-сообществах, в том, что мы не ограничиваемся тем, чтобы выложить языковой материал, даже апробированный учебник "Крунк Айастани" и оставить учащегося один на один с его монитором и клавиатурой. Нам удается, как при заочном обучении иностранным языкам, отслеживать успехи обучаемых, проконтролировать их достижения и оперативно придумывать новые, постепенно усложняющиеся, но выполнимые задания, строго отвечающие лингводидактическим и методическим требованиям, которые способствуют усвоению основных моделей диалогической и монологической речи.